AR-спектакль «Матильда Кшесинская — блистательная реальность русского балета»

Афиша

6 декабря состоялась мировая премьера AR-спекталя «Матильда Кшесинская — блистательная реальность русского балета» - нового слова в российском и мировом театре.

 

Создаваемый AR-спектакль — это художественное произведение и плод совместного творчества гуманитариев и технических специалистов, основанный на дневниках и мемуарах Матильды Кшесинской, на исторических документах и свидетельствах.

Действие спектакля начинается в Белом зале знаменитого особняка прима-балерины Мариинского театра, заслуженной артистки Императорских театров Матильды Феликсовны Кшесинской (1872 – 1971). До Февральской революции здесь проходили балы и торжественные приемы, на которых присутствовали представители императорской фамилии и артистической элиты Петербурга, устраивались домашние спектакли, импровизированные концерты и «капустники». Частыми гостями в особняке были Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Мария Савина, Юрий Юрьев; здесь пели Леонид Собинов и Фёдор Шаляпин; бывали ювелир Карл Фаберже и продюсер Сергей Дягилев.

Особенностью AR-спектакля (AR — augmented reality — окружающая реальность, дополненная цифровыми, компьютерными объектами) является способ взаимодействия со зрителем посредством экрана мобильного устройства, где действующие лица — семья Кшесинских, император Александр III, барон Фредерикс, цесаревич Николай Александрович, Дягилев и другие — оживают на экране планшета виртуальными (компьютерными) образами, как бы помещёнными в реальную обстановку.В то же время зрители видят и «живую» игру трёх актёров драматического и музыкального театров в том зале, где проходит AR- спектакль. В том числе и «Русский танец» из репертуара Матильды Кшесинской. Режиссёр, традиционно ведущий спектакль в театре, параллельно ведёт его, «запуская» сцены, на экране планшета — где происходит действие AR-спектакля. Таким образом «сценой» для зрителя AR-спектакля является одновременно и зал, и экран выдаваемого планшета.

Премьера AR-спектакля проходила в главном здании Государственного музея политической истории России — Белом зале особняка М.Ф. Кшесинской, где впервые мультимедийные технологии объединяют драму, музыку, хореографию, изобразительное и цифровое искусство, с применением технологий дополненной реальности в музейном пространстве. Это соединение прошлого, настоящего и заявка на будущее музыкально-театрального искусства и искусства музейной экспозиции, музея в целом как объекта культуры.

Правила и особенности постановки (создания) AR-спектаклей, организационно-творческие принципы взаимодействия AR-объектов со зрителями, по сути, закладываются именно сейчас — опытным путём (невольно вспоминаются некогда экспериментальные работы Дягилева по организации и оформлению выставок и «скандальных» спектаклей, ставших теперь классическими).

Проект реализуется Общественным фондом развития исполнительских искусств, на протяжении более 10 лет успешно объединяющем востребованных в разных сферах искусства творцов в различных направлениях и жанрах; благодаря финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». Сегодня мы имеем уникальную пока возможность увидеть этот музыкально-театральный AR-эксперимент в Санкт-Петербурге и, впоследствии надеемся, на гастролях в регионах России.

Пресс-конференция проекта: https://tass.ru/press/18349

Вход на мировую премьеру по пригласительным. О показе AR-спектакля в афише города будет сообщено особо, следите за информацией в нашей группе ВК, Телеграм-канале и на сайте.